13.12.22 17:18
Маркировка «Честный ЗНАК»: что нужно знать
Для чего нужно маркировать товары?
Маркировка товаров появилась в 2017 году: это был эксперимент по борьбе с поддельными лекарствами. Он оказался удачным, и теперь на многой продукции коды стали обязательны, а нарушение закона грозит штрафом и конфискацией. Для чего нужна маркировка, как понять, должна ли она быть у вас, и как не нарушить закон — в этой статье.
Так государство контролирует перемещения готовой продукции и борется с контрафактом. Даже если продукт подменят в магазине, продать его не получится — касса не найдет поддельный код в системе обязательной маркировки товаров и запретит продажу. Как результат, клиент получает только качественный, безопасный продукт, а магазин защищен от махинаций сотрудников и последующих разбирательств с покупателями.
Для чего нужна маркировка бизнесу: изделиям производителей не нужно соперничать с дешевыми подделками. Контрафакт выходит из игры, средняя цена по рынку растет, и через несколько лет польза от маркировки покрывает затраты.
Также система маркировки товаров сильно облегчает контроль за их перемещением, наличием и списанием. А значит, проще планировать закупки и производство, что дает пространство для финансового маневра и экономит время менеджеров.
Всю маркировку реализуют через «Честный ЗНАК» — это крупнейшая система маркировки в России с тысячами товаров и предпринимателей. Базируется проект на кодах Data Matrix и контрольных идентификационных знаках (КиЗ). Основные принципы системы — это прозрачность бизнеса, порядок в документах и безопасность потребителя.
Маркировка товаров обязательна для десяти товарных групп, и список продолжает расти. А дополнительные распоряжения Правительства РФ устанавливают новые условия и для уже обязательной продукции.
Что маркируют сейчас:
- молочная продукция;
- вода в упаковке;
- лекарства;
- табачная продукция;
- изделия легкой промышленности;
- обувь;
- меховые изделия;
- парфюмерия;
- шины и покрышки;
- фотоаппараты и оборудование для фотовспышки.
Тестовые проекты
Каждый товар проходит долгий процесс маркировки. Обычно перед стартом обязательной регистрации проводят пилотный проект, чтобы предприниматели подготовились к нововведениям. Сейчас действуют четыре экспериментальных программы.
Участие в маркировке этих категорий полностью добровольно. Но обычно за экспериментом следуют новые законы и требования регистрации, поэтому в интересах бизнеса присоединиться к «Честному ЗНАКу» как можно раньше. Так организация успеет подготовить оборудование и документы, заблаговременно узнает о возможных проблемах на собственном опыте.
Недавно завершились два пилотных проекта: маркировка велосипедов и кресел-колясок. Для первой группы уже определены сроки подключения к системе. Должна ли быть маркировка на товарах из другой категории — еще неизвестно.
В 2022 году стартовало еще два пилотных проекта: соки и сладкая газировка.
Обсуждают маркировку упакованной рыбы. Пока известно только то, что эксперимент не будет распространяться на живую и свежую рыбу. В проект могут внести и съедобных беспозвоночных.
Также в национальном каталоге могут появиться корма для домашних животных в упаковке за исключением сельскохозяйственных кормов. Обязательная маркировка ждет и консервы из мяса и мясных субпродуктов, а еще овощные и фруктовые консервы.
Продолжают маркировать алкогольную продукцию. На этот раз нововведения коснутся более крепких напитков: настойки, вино, вермут и ликеры.
Ответственность за нарушения
За большую часть нарушений предусмотрены штрафы или предупреждения. Но за отдельные незаконные действия можно надолго потерять пост руководителя или даже попасть в тюрьму.
Самое частое нарушение — это отсутствие кодов маркировки или опоздание с регистрацией. Это административная ответственность: предприятию только выпишут штраф, сумма которого зависит от того, кто отвечает за ошибку — должностное или юридическое лицо. При первом нарушении можно и не получить наказания, только предупреждение.
Уголовная ответственность угрожает при подделке маркировки или в случае преступлений в особо крупном размерах. То, какая сумма будет считаться «особо крупной» определяется категорией контрафактной продукции. Чтобы лучше представить разброс: минимальная планка составляет полтора миллиона рублей для продовольственных товаров, а максимальная — девять миллионов рублей для изделий легкой промышленности.
Нарушение |
Административная ответственность (размер штрафа) |
Уголовная ответственность |
|
Для должностных лиц |
Для юридических лиц |
||
Отсутствие маркировки на товаре |
От 30 000 до 50 000 рублей для табака. От 5 000 до 10 000 рублей для прочих товаров. Конфискация товара |
От 300 000 до 500 000 рублей для табака. От 50 000 до 300 000 рублей для прочих товаров. Конфискация товара |
Если доказан сговор, либо если это преступление в особо крупных размерах. Лишение свободы до 5 лет и штраф до 1 000 000 рублей |
Подделка кодов маркировки |
Только уголовная ответственность |
Лишение свободы до 6 лет и штраф до 1 000 000 рублей |
|
Продажа сигарет по цене, выше максимальной розничной |
50 000 рублей или запрет занимать руководящие должности на срок до 3 лет |
Незаконная выручка в двойном размере |
Нет |
Несвоевременная регистрация в единой системе маркировки товаров |
От 1 000 до 10 000 рублей или предупреждение |
От 50 000 до 100 000 рублей |
|
Не отсканирован код маркировки при продаже |
|||
Продажа товаров без правильного ввода в оборот |
|||
Нет документации к товарам или указаны ложные сведения |
|||
Товар передан юридическому лицу без отражения в ЭДО |
|||
Возврат в оборот чужого товара |
|||
Информация о вводе, выводе или передаче товаров передана позже 3 дней после факта |
От 1 000 до 10 000 рублей или предупреждение От 5 000 до 10 000 для лекарств |